Выставка «Человек выше звёзд…» проходит в Доме-музее М.А. Волошина в Коктебеле

Опубликовано в Новости

Выставка «Человек выше звёзд…» посвящена трём памятным датам. В этом году исполнилось 90 лет со дня смерти поэта, прозаика, драматурга и критика Валерия Яковлевича Брюсова (1873 – 1924), 80 лет со дня смерти поэта, прозаика и критика Андрея Белого (Бориса Николаевича Бугаева, 1880 – 1934) и 70 лет со дня смерти переводчицы, критика и мемуариста Евгении Казимировны Герцык (1878 – 1944).

Евгения Герцык – сестра Аделаиды Герцык и двоюродная сестра жены Ивана Ильина Натальи Вокач, родилась в семье инженера-путейца из польского дворянского рода.С 1898 г. в Москве. В 1905-м окончила историко-филологический факультет Высших женских курсов.Евгения Герцык переводила на русский язык прозу и философские труды Фридриха НицшеКуно ФишераСельмы ЛагерлёфЖоржа Гюисманса. В библиотеке М. Волошина сохранился сборник произведений Ф. Ницше «Помрачение кумиров» (Москва, 1900) в переводе Е. Герцык. Эту книгу вы можете увидеть на настоящей выставке.

Евгения Герцык автор нескольких существенных критических статей, среди которых выделяется статья о Дмитрии Мережковском «Бесоискательство в тихом омуте», опубликованная в 1906 г. в журнале «Золотое руно». Необычен и глубок её взгляд на то, что происходило в СССР в 30-е годы, выраженный в «Письмах оттуда», которые были опубликованы за границей в «Современных записках».

Е.К. Герцык участвовала в знаменитых ивановских средах, о чём оставила ценные воспоминания, героями которых стали Вячеслав ИвановИван ИльинЛев ШестовМаксимилиан ВолошинМарина ЦветаеваСофья ПарнокПавел Флоренский. Первая публикация книги её воспоминаний (Париж, 1973) представлена на выставке. Участник «сред» философ Николай Бердяев назвал её «одной из самых замечательных женщин начала XX века, утонченно-культурной, проникнутой веяниями ренессансной эпохи».

Зимой 1906 г. в Санкт-Петербурге на квартире у Бердяева Е.К. Герцык познакомилась с М.А. Волошиным, который стал частым гостем в её судакском доме. В доме сестёр Герцык летом 1907 г. бывали ирландская художница В. Харт, художница и поэтесса М.В. Сабашникова – первая супруга Волошина, подруга Евгении Казимировны и её «соперница по толкованию лирики Вячеслава Иванова». Об этом свидетельствуют воспоминания Евгении Герцык. Осенью 1908 г. дом Герцык посетили философ Вяч. Иванов и мистик А.Р. Минцлова. А в 1909 – 1910 гг. с супругой гостил Н.А. Бердяев (смотри фото на выставке).

После революции, пережив страшные годы голода в Крыму, в ноябре 1928 г. Е.К. Герцык переехала на постоянное место жительство к брату в Кисловодск. Умерла Евгения Казимировна в феврале 1944 г., тяжело больная, пережив оккупацию. «Наша жизнь – смена моментов обострения тревоги и притупления… Усталость, лишения, болезни… – становишься равнодушной», – подытожила она 3 ноября 1931 г. в письме к своей подруге В.С. Гриневич.

Замечательные воспоминания о Волошине как о человеке и поэте оставил в своей второй книге мемуарной трилогии «Начало века» Андрей Белый, где писал об их знакомстве: «С М.А. Волошиным встретился я весной 1903 в интимном кружке, сгруппированном около Брюсова… Но я увидел его в диапазоне всех даров лишь в Коктебеле, в 24-м году, где я прожил у него три с половиной месяца…». На выставке Вы можете ознакомиться с листами текста воспоминаний А. Белого о М.А. Волошине (машинопись), которые он написал 27 июня 1933 г., побывав вКоктебеле.Примечательно, что Волошина с Брюсовым познакомил поэт Константин Бальмонт (из письма В. Брюсова к супруге от 31.01.1903 г.). В редакции журнала «Новый мир» (Санкт-Петербург) Волошин прочитал Брюсову своё стихотворение «В вагоне» и тот взял несколько стихов М.А. Волошина для печати. Интересно, что на десятилетие знакомства с М. Волошиным В. Брюсов, будучи в пути, посвятил другу аналогичное стихотворение «Разбегаются снова поля за окном…» (29.06.1913). В феврале 1903 года в Москве на званном ужине у Брюсова Волошин познакомился с Андреем Белым. В год знакомства с В.Я. Брюсовым Максимилиан Волошин написал стихотворение «Когда время останавливается…» (01.11.1903 г.), которое посвятил Валерию Яковлевичу.

А. Белого с М. Волошиным связывала антропософия Р. Штайнера, с которым оба были знакомы, и строительство «антропософского театра для мистерий» (Гётеанума) в Дорнахе, где провели полгода (из письма М. Волошина к Чеботаревской от 20.02 (05.03). 1915 г.). Зимой 1917 г. в Москве А. Белый подарил «дорогому и глубокоуважаемому» Максимилиану Волошину «в знак искренней приязни и любви» свою книгу «Рудольф Штайнер и Гёте в мировоззрении современности» (Москва, 1916), которую Вы можете увидеть на настоящей выставке. В свою очередь Максимилиан Волошин в марте того же года надписал «с любовь» Борису Николаевичу свою первую книгу стихов о войне «Annomundiardentis 1915» с посвящённым ему стихотворением «Пролог»(«Ты держишь мир в простёртой длани…»), – (смотри выставку). В. Брюсов причислил эту книгу к одной «из немногих книг о войне..., которые читаешь без досады, без чувства оскорбления, но с волнением» (ж. «Русская мысль» № 6, июнь 1916). В библиотеке М. Волошина сохранились книги, подаренные ему А. Белым: вторая книга серийного автобиографического романа «Крещённый китаец» (Москва, 1927), сборник стихов «Пепел», в котором автор предсказал судьбу своей смерти и одна из последних его работ – теоретико-литературное исследование «Ритм как диалектика. Медный всадник» (Москва, 1929). Некоторые из них представлены Вашему вниманию на данной выставке.

Валерия Брюсова и Максимилиана Волошина связывали переводы стихов Э. Верхарна, о чём свидетельствуют их критические статьи друг о друге об этих переводах: статья В. Брюсова «О Максе Волошине и древнем змее» (ж. «Весы» № 8, август 1905), статья М. Волошина «Эмиль Верхарн и Валерий Брюсов» (ж. «Весы» № 2, февраль 1907). Большинство переводов М. Волошина В. Брюсов считал «вольным пересказом», но признавал, что некоторые из них «верно передают дух и манеру Верхарна» (обзор В. Брюсова «Книги о Верхарне» в ж. Наркомпроса «Художественное слово» № 1, август 1920 г.). В сентябре 1906 г. в редакции журнала «Весы» Валерий Яковлевич надписал Максимилиану Александровичу свою книгу переводов из Эмиля Верхарна «Стихи о современности» (Москва, 1906). Среди подаренных М.А. Волошину книг на выставке представлен сборник стихов «Зеркало теней» (Москва, 1912) с авторгафом автора.

Летом 1924 г. А. Белый и В. Брюсов гостили у М. Волошина в Коктебеле. Это был их первый приезд в Дом Поэта. Символично, что Андрей Белый и Валерий Брюсов пересеклись в Коктебеле незадолго до смерти В. Брюсова. До этого «они не встречались 12 лет» (из записи М.С. Волошиной от 27.08.1924 г.). Тем летом А. Белый приехал со своей будущей супругой К.Н. Васильевой. Ещё раз у Волошина Андрей Белый побывал 10 сентября 1930 г. В то время он отдыхал с женой Клавдией Николаевной в Судаке. Для Валерия Брюсова коктебельское лето 24-го года стало первым и последним: 9 октября того же года в Москве он умер от воспаления лёгких. Волошин был глубоко потрясён смертью Брюсова, – об этом он писал 15 ноября 1924 г. в письме к Андрею Белому, – но благодарен судьбе, что она дала «так хорошо и дружески с ним проститься». А Андрей Белый был «благодарен Коктебелю за то, что помирился там с Брюсовым» (из письма Иванову-Разумнику от 08.12.1924 г.). В 1925 г. в журнале «Россия» № 4 был опубликован очерк А. Белого «Валерий Брюсов» (с упоминанием Волошина). (Смотри выставку).

Лето 1924 г. в Доме Поэта было «особенно людно, оживлённо и интересно», Белый и Брюсов «давали тон литературной жизни» (из письма М. Волошина К. Чуковскому от 15.11.1924 г.). «Такое единодушие и интерес к литературе можно было встретить в Афинах, во Флоренции…», это «единственный литературный центр в России, занявший место Ясной поляны», – дал оценку дому М.А. Волошина Валерий Яковлевич. 17 августа на день именин М. Волошина он посвятил ему стихотворение «Наш Агамемнон, наш Амфитрион…», которое было опубликовано Э. Г<оллербахом> в «Красной газете» 9 октября 1926 г. Уезжая, В. Брюсов записал в «Книге разлук» Дома поэта (не сохранилась): «Дни, проведённые мною впервые в Коктебеле, подводят новую чёткую черту в моей жизни». Книга стихов М. Волошина «Иверни», надписанная им В. Брюсову 28 марта 1924 г. в Москве в «память совершеннолетия нашего знакомства (1903 – 1924/21)» – стала последним подарком другу.

Летом 24-го г. в Коктебеле А. Белый собирался поработать над романом «Маски» (изначально планируя назвать его «Слом»). Но обстановка мало способствовала рабочему настроению: интересная и шумная компания, прогулки, игры, беседы, литературные чтения и увлечение коктебельскими камешками, которые Борис Николаевич собирал на пляже часами. В фондах музея сохранился шарж работы искусствоведа А.Г. Габричевского на А. Белого и М. Волошина, играющих в мяч (смотри выставку). Инициатором игры был Борис Николаевич, он сам придумал и её правила. Кроме того, Андрей Белый, можно сказать, явился основателем джаза в Коктебеле: он не только пропагандировал гостям дома Волошина фокстрот, но и первый организовал джаз-банд на всех сподручных средствах. Эта сцена запечатлена шуточным рисунком в альбоме А.А. Кораго «Прощание с Коктебелем», в котором 31 августа Андрей Белый сделал свою памятную запись (смотри альбом в витрине 3-го зала экспозиции музея).«Борис Николаевич любил выражать свою мысль в формах и терминах музыки. Мир звучал для него, говорил ему, звал. Цикл своих первых стихов назвал он «Призывы», и дал почти то же название своему последнему сборнику «Зовы времён»… «Человек – выше звёзд!» – звучал его голос… «Выше звёзд он любовью, сердечным теплом», – писала в своих воспоминаниях его супруга Клавдия Николаевна (машинопись, смотри выставку). Писатель умер на руках у своей жены 8 января 1934 г. от инсульта — следствие солнечного удара, случившегося с ним в Коктебеле. Эта судьба была предсказана им в сборнике «Пепел» (1907):

Золотому блеску верил,

А умер от солнечных стрел.

Думой века измерил,

А жизнь прожить не сумел.

  • foto_1
  • foto_2
  • foto_3

Автор выставки: мл.науч. сотрудник ОНФР ДМВ Кошелева Н. Ю.

© 2011 - 2014 г.
 Ассоциация заповедников и музеев Крыма
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.